Баринов А.Ю., 2011
Транспортные магистрали нередко проходят по территориям, подверженным образованию лавин, оползней, обвалов, камнепадов, селевых потоков и другим опасным природным процессам. Их воздействие, в лучшем случае, может вызвать непродолжительные перебои в движении, а в худшем надолго вывести объект из эксплуатации и даже привести к человеческим жертвам.
Существуют два основных тактических приема снижения последствий воздействия неблагоприятных природных явлений: избежать и предотвратить. Несмотря на явные преимущества первого, обойти опасные территории не всегда возможно. И в этом случае, чтобы предупредить и избежать опасные воздействия природы, нужны эффективные меры.
Для предотвращения негативного влияния геологических процессов при строительстве дорог прочное место заняли массивные бетонные конструкции: стенки, галереи, набрызг-бетон и тоннели. Такие сооружения, несмотря на очевидную дороговизну и сложность их строительства, достаточно хорошо выполняют функции инженерной защиты. Но при этом они плохо приспосабливаются к гидродинамическим и сейсмическим условиям.
Время от времени появляются (и воплощаются) идеи по использованию белее «легких» защитных конструкций на основе сеток из стальной проволоки или стальных канатов, а также сеток из полимерных материалов. Скорость и легкость установки, дешевизна и доступность – вот главные преимущества применения подобных материалов для целей инженерной защиты. Однако из-за ограниченной прочности проволоки, а, соответственно, и сетки конструкции используются крайне ограниченно. В основном, как противокамнепадные завесы и преимущественно для решения «мелких» задач.
Проблему успешно решает технология швейцарской компании Gеоbrugg по производству систем инженерной защиты из высокопрочной стальной проволоки, позволяющая заполнять промежуток между массивными бетонными конструкциями и слабыми сетками (рабица, двойного кручения). Технология предлагает выгодную альтернативу бетонным конструкциям при сохранении (или даже увеличении) надежности защиты. В настоящее время успешно разрабатываются и внедряются конструкции из высокопрочной стальной проволоки для борьбы с камнепадами, обвалами, осыпями, нестабильностью откосов и склонов, сложенных скальными и рыхлыми грунтами, лавинами и селевыми потоками.
Высокопрочная стальная проволока, являющаяся основой, так называемых, «гибких» решений, имеет временное сопротивление на разрыв 1770 Н/мм2. Что в три раза выше, чем у обычной проволоки, используемой при создании сетки-рабицы или сетки двойного кручения (~ 450-500 Н/мм2). Более того, длительный срок службы конструкций обеспечен специальным антикоррозийным покрытием Gеоbrugg Supеrcoаting®. Независимые испытания в камере с распылением солей показали, что покрытие Gеоbrugg Supеrcoаting® служит в 3-4 раза больше, чем обычная оцинковка горячим способом.
Следует отметить, что системы инженерной защиты из высокопрочной стальной проволоки достигли высокого технического уровня и успешно применяются на дорогах и прочих объектах в Европе, США, Японии и других странах. Надежные, простые в установке и сравнительно недорогие, они постепенно вытесняют традиционные конструкции, открывая перспективы для строительства на самых сложных участках.